art ma-zaika |
Козак ушел после премьерЫ |
После тяжелой и неизлечимой болезни скончался режиссер и художественный руководитель театра имени Пушкина Роман Коза. До последних дней работал как настоящий человек театра. На завтра была назначена репетиция его спектакля "Бешеные деньги".
Козак не представлял себе жизни без театра. Он был истинным учеником Олега Ефремова (окончил его актерский курс в Школе-студии МХАТ в 1982 году) и очень многое от него унаследовал. После Школы-студии Козака пригласили во МХАТ, тогда еще не разделившийся на мужской и женский.
Во МХАТе артист сыграл немалоролей. Был вдохновенным Моцартом в "Амадее", обаятельным Шервинским в "Белой гвардии", Треплевым в Ефремовской "Чайке". Образ Моцарта был достойным оппонентом Сальери— Олега Такова. Моцарт любил музыку так, как будто она была живым существом.
Роман Ефимович то уходил из МХАТа, то снова возвращался. Он, всегда стремился к новым формам. Работал в крошечном театре-студии "Человек", в подвале в одном из московских переулков, где можно было экспериментировать, открывая новый театральный язык.
Театр-студия "Человек". Сцена из спектакля С. Мрожека "Эмигранты". Исполнители главных ролей артисты МХАТ им. М. Горького Александр Феклистов (справа) и Роман Козак.
Здесь он сыграл в пьесе Славомира Мрожека "Эмигранты", которая в конце 80-х воспринималась как революционный манифест - рассказ о молодых людях того поколения, рассказ на редкость искренний, правдивый и лишенный всяческих прикрас. Как и два первых спектакля Козака, поставленные в "Человеке" — "Чинзано" Петрушевской и "Елизавета Бам на елке у Ивановых". Они стали культовыми, и на них с боем пробивалась студенческая молодежь. Козак одним из первых перевел на театральный язык тексты Хармса. И образы, возникавшие на сцене, казалось, сошли со страниц книг этого писателя.
В 1990 году Козак с актерами-сверстниками и единомышленниками основал театр "Пятая студия МХАТ", где всем хотелось увидеть его "Маскарад" по трагедии Лермонтова. Роман Ефимович отдавал все свое время работе: ставил спектакли в Театре имени Станиславского, во МХАТе, в антрепризе; если не было другой возможности работать— выпускал премьеры в Риге.
10 лет в театре имени Пушкина
Он мог работать в любой, практически безвыходной ситуации и вести за собой других. Об этом вспомнили в 2000 году и назначили художественным руководителем театра имени Пушкина. В тот театр в то время практически никто не ходил, кроме командировочных да родственников актеров.
Козак проработал здесь 10 лет и вывел театр из тупика, обойдясь без карательных и революционных мер. Филиал театра был превращен в экспериментальную сцену, где пробовали свои силы молодые режиссеры. Козак стал первым худруком, пригласившим на постановку в государственный театр Кирилла Серебренникова. Роман Ефимович и сам ставил талантливые спектакли, выстраивая в "Академии смеха" японца Митани филигранный дуэт-поединок между Николаем Фоменко и Андреем Паниным.
Константин Райкин и Роман Козак.
Тут был поставлен "Джан" Платонова, который сумел соединить в спектакле драматический текст с пластикой и танцем.
Иногда Роман Ефимович вспоминал о своей первой, актерской профессии. Он с Константином Райкиным в спектакле "Косметика врага" Амели Нотомб... Когда они играли, на сцене возникала энергетика такой силы, что казалось, будто вот-вот пролетят электрические искры, а текст Нотомб становился похожим на романы Достоевского.
Роман Козак умер, выпустив премьеру спектакля "Бешеные деньги" в театре имени Пушкина.
Жизнь, отданная театру
Козаку удавалось многое. Он ставил свои спектакли не только для интеллектуалов, но и для широкого круга зрителей. Но те и другие долго не могли забыть его спектакли. Интеллигентность, тонкий вкус и чувство юмора помогали режиссеру даже в кассовых комедиях находить моменты, восхищавшие тонких ценителей театра. Козак ставил на большой сцене Эрдмана, Биляну Срблянович. Он был в том возрасте, когда режиссерский талант соединяется с мастерством и мудростью. Недавно состоялась премьера "Бешеных денег" по Островскому. Казалось, что все у него впереди. Немногие знали о его болезни, но те, кто знал, верили, что Козак с ней справится— как со многими трудностями, выпадавшими на его долю. Трудно поверить, что Романа Ефимовича с нами уже нет.
Осиротел театр, осиротела его семья и друзья, которым он был так необходим. Остались без учителя несколько поколений актеров-учеников. Роман Ефимович преподавал в Школе-студии МХАТ с 1983 года, и в последние годы многие его ученики украсили труппу театра имени Пушкина. Прощание с Романом Козаком состоится в этом театре утром в воскресенье, 30 мая 2010 года.
Фото: © Copyright Владимир Афанасьев,РИА Новости,МХАТ им А.П. Чехова,et-cetera,Екатерина Цветкова,xorosho.com,teatrpushkin.ru