art ma-zaika |
Памяти поэтА |
|
21 июня 2010 г года Россия, а главным образом Смоленщина, отметила 100-летие со дня рождения великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского, автора "Василия Тёркина", этой невероятной "энциклопедии" Отечественной войны.
За поэтическим значением автора сегодня не то, чтобы забывается, но многим кажется уже не таким существенным его значение как редактора лучшего литературно-общественного журнала прошлого века, сопоставимого по своему влиянию на ход нашей истории только с некрасовским "Современником".
Два журнала в истории России носят свое авторское имя - "Современник" Некрасова и "Новый мир" Твардовского. И оба журнала имели одновременно и блистательную, и горько-печальную судьбу. Оба они были любимыми, самыми драгоценными детищами своих "авторов", двух великих и очень сродственных русских поэтов, и оба же стали их личными трагедиями, самыми тяжелыми поражениями в жизни, несомненно приблизившими их смерть.
Сегодня легкомысленным читателям уже нужно объяснять, что значили эти журналы для судьбы страны. Например, публикация в "Современнике" "Записок охотника" Тургенева объективно приблизила отмену крепостного права, людей перестали продавать, как свиней. Потому что можно еще продавать условных "крепостных", но продавать Хоря и Калиныча, как свиней, согласитесь, уже невозможно. "Товар" обрел лицо, и всем стало окончательно стыдно. Можно жить "лучше и веселее", когда на тебя работают условные "зэки". Но когда вся страна увидела этого "зэка" в лице Ивана Денисовича, она протрезвела и поняла: так жить нельзя! Как жить - еще непонятно, но так - точно нельзя! Стыдно...
Это очень русский, очень родной сюжет. К сожалению, даже слишком родной.
Вот и встреча Твардовского и Солженицына - это слишком русский, слишком родной сюжет. Понять его отвлеченным умом невозможно. Невозможно отвлеченным умом понять, почему за месяц до смерти Солженицын продолжал писать о Твардовском и, стало быть, думать о нем, что-то проясняя уже не столько для других, сколько для самого себя.
Многие открывали Твардовского через Солженицына, через его книгу "Бодался телёнок с дубом". Без "Телёнка" Твардовский остался бы "терра инкогнита", несмотря на все свои поэтические заслуги, несмотря даже на "Тёркина".
Это была античная или шекспировская трагедия, когда герой пытается победить обстоятельства, которые победить невозможно, потому что они заложены в твоей Судьбе. И победой здесь является не конкретная победа (например, спасение "Нового мира", а некая итоговая и четко не формулируемая победа духовного благородства над низостью и трусостью. Меня поразил последний аргумент, который высказал Твардовский своему старшему коллеге по советской литературе Константину Федину, когда тот уговаривал его смириться с властью и отказаться от того же Солженицына. "Умирать будем", - сказал Твардовский. Разве есть сильнее аргумент?! То есть он всегда помнил о тех же Полях Елисейских, о которых говорил Карамзин.
Что такое "Василий Тёркин", кроме того феномена чистейшей народной, "солдатской" речи, чудесно воплощенной в поэтическом слове. Это прежде всего - прорвавшийся сквозь громады идеологической лжи и фальши живой голос солдата, которого не сегодня, так завтра убьют, раскатают танком, сгноят в лагере за отступление и плен... До революции никому в голову не могло прийти вторично наказать пленного.
На Смоленщине продолжается череда празднеств, приуроченных к столетнему юбилею со дня рождения русского поэта.
Юбилейные торжества начались в Смоленске и продолжились в Починковском районе ещё с 19 июня. Тогда стартовал Всероссийский музыкально-поэтическим фестиваль "Весна Победы", в котором принялиучастие творческие коллективы из Брянска, Тулы, Калуги, Пскова, Владимира и Смоленска. На фасаде Дома книги, где находится областная организация Союза писателей России, в честь прославленных смоленских поэтов АлександраТвардовского, Михаила Исаковского и Николая Рыленкова появилась мемориальная доска. 20 июня на площадке возле памятника Александру Твардовскому и ВасилиюТеркину в центре Смоленска прошло театрализованное представление "Я вам житьзавещаю...", а в городском парке "Лопатинский сад" - литературно-музыкальныйпраздник "Песни и стихи родины А.Т. Твардовского".
Кульминацией торжественных мероприятии стало открытие бюста поэту на его родине в городе Починок и литературный праздник на хуторе Загорье.
Скульптура выполнена в бронзе народным художником России, председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком. "Я счастлив, что выполнил заказ смолян. Для меня, как представителя творческойпрофессии, было большой честью работать над скульптурным образом классикапоэзии ХХ века Александра Твардовского. Волновался очень сильно, хотя до этого ваял портреты Достоевского, Толстого, Пушкина", - поделился впечатлениями Андрей Ковальчук, автор бюста.
Фото: © Copyright bms.24open.ru,kakula,Ольга Лисинова